Между клиентом и психологом заключается соглашение (или психотерапевтический контракт) о совместной работе, цель которой – это избавление клиента от психологических затруднений.
Эрик Берн (основатель транзактного анализа) предложил использовать контрактный метод, тем самым изменил отношением между психологом и клиентом, клиент становится равным психологу в своих возможностях думать и нести ответственность за результаты работы, за те изменения, которые хочет иметь клиент.
Эрик Берн писал, что «Контракт – это четко выраженная 2-х сторонняя приверженность строго определенному плану действий».
Клиент говорит, что хочет изменить и что собирается сделать для этого, психолог подтверждает свое желание и компетентность работать над этими целями и говорит о компенсации, которую хотел бы получить за свою работу .
Награда клиента- выздоровление.
При заключения контракта должны быть соблюдены следующие условия:
-
Взаимное согласие об информированности.
Психолог информирует клиента об условиях работы. Клиент информирует терапевта о своих особенностях и трудностях. Психолог должен быть информирован о том, кого он берёт в работу. Это согласие осознанно, так что обе стороны знают, на что они согласились. - Адекватная компенсация. Обмен собственностями. Собственность терапевта – знания и экспертиза. Собственность клиента – деньги.
-
Компетентность. Обе стороны должны быть достаточно компетентны, чтобы контракт состоялся.
Компетентность психолога включает соответствующее образование, опыт, профессиональные навыки.
Компетентность клиента в его адекватности понять условия контракта и обладать физическими и умственными способностями для его выполнения. Имеется ввиду, что люди с психическими расстройствами не могут выполнить условия лечебного контракта. -
Законность
Цели и условия контракта должны соответствовать существующим законам.
Для психолога законность означает также приверженность этическим принципам.
Контракт состоит из двух частей:
Организационная(административная) часть
Количество сессий, их частота, сумма оплаты, сроки уведомления о пропуске сессий, если они нарушаются, соглашение о времени, о месте и т.д.
Лечебная(клиническая) часть включает цели клиента и их изменение. Цель клиента должна быть осуществима, реальна и учитывать ресурс клиента.